Идеи для игр с детьми

Задания на командообразование для школьников

Примеры заданий на командообразование
Командообразование - очень актуальное направление сейчас при работе с группой (в том числе школьников). Плюс данного метода работы в том, что детям не скучно и такие мероприятия любят все!
Тимбилдинг - не для всех понятное современное слово. Но ничего в нем сложного нет, если знать хоть немного о создании и динамике группы, возрастных особенностях детей и психологии лидерства. Но что делать, если вы не психолог?
В данной статье соберем задания, с которыми справятся даже не психологи, а дети это воспримут как интересную и увлекательную игру, закончить которую будет не так то и просто! Ведь чтобы победить - придется объединяться...
Теории по проведению тренинга на командообразование много. На ней мы сейчас останавливаться не будем. Но если вам интересно, то поизучайте динамику группы в тренинге, что такое "задания на разминку и заминку", в целом про проведение тренингов для школьников нужного вам возраста. Сейчас мы поговорим про игры, которые вы можете просто провести для группы детей в качестве развлечения на день рождения или просто выходной, причем они все равно пройдут с пользой для них.

Давайте просто разделим задания на несколько типов, чтобы было Вам проще.
Есть задания "разминки", они служат для знакомства и включения детей в работу. Еще они помогают выровнять эмоциональное и функциональное состояние: кого-то разбудить и расшевелить, другим поубавить пыл, ввести их в учебную атмосферу, помочь «притереться» друг к другу. Их проводим в самом начале мероприятия или после обеда. Дети после таких упражнений лучше включаются в работу и меньше отвлекаются. Такие задания идут 5-10 минут и обычно на тренинговый день их используют не более 4.
"Основные задания" - это ядро и основа тренинга. Они обычно проходят после разминки, занимают от 40 минут до 2 часов (максимум) и по завершении конечно есть что обсудить с участниками.
"Заминка"- задание для завершения тренинга. Чтобы участник мог сказать все, что накопилось за день, завершить тренинг обратной связью для других и выслушать остальных. Иногда это бывает важнее даже, чем основное упражнение, поэтому не стоит упускать этот этап.

Выбирайте задания исходя из возраста и количества участников, территории и времени для упражнений.

Разминки для знакомства:

Игры на сплочение детского коллектива
задания для тимбилдинга для школьников тимбилдинг для школьников 10 класс задания на командообразование задания на командообразование для студентов интересные задания на командообразование задания на командообразование для детей задания для тимбилдинга
Все участники садятся в круг. По очереди каждый участник говорит как его зовут и любой факт про себя. Например: "Меня зовут Юля и я люблю квесты". Когда каждый представился - запускаем второй круг и на этот раз каждый представляет своего соседа справа.

Создаем список тем, которые объединяют часть детей. Когда участник согласен с утверждением, он уходит вправо (покажите, куда именно). Не согласен - влево. Список может выглядеть так:
  • я люблю кошек
  • я любою мороженое
  • я не люблю ходить в школу и тд.
Напишите заранее список сами под вашу группу. Такие упражнения хорошо раскрепощают участников и они понимают, что у них всех много общего.

Берем клубок ниток для вязания. Цвет яркий и нить плотная, которая не порвется случайно. Каждый участник (стоя в круге с остальными) называет:
  • свое имя (если группа не знакома),
  • имя и любимое занятие;
  • имя и любимое хобби;
  • имя и блюдо, которое он не любит и тд...
дети по очереди рассказывают что-то одно и когда они говорят - на запястье накручивают часть нитки из клубка. Не обрезая нить отдают следующему участнику. Таким образом к концу все дети как бы связаны одной нитью на запястье. После этого ведущий проходит с ножницами и отрезает нить между детьми так, чтобы каждой мог завязать свой отрезок и получился браслет. Можно проговорить, что это волшебный браслет, который будет объединять всю группу еще минимум несколько дней. Помогите детям сделать узелки, чтобы браслеты не спали.

Участники сидят в общем кругу. Ведущий просит встать и найти себе новое место в кругу всех тех, кто обладает определенными характеристиками, например:
  • имеет светлые волосы;
  • имеет шнурки на обуви;
  • считает себя смелым;
  • в белых кроссовках;
  • любит собак или кошек;
  • кто любит мороженое;
  • кто любит ходить в кино.
  • кто любит поп-корн;
  • кто любит танцевать;
  • кому сколько лет;
  • кто хочет есть;
  • любит ли читать книги;
  • любит ли смотреть японские мультфильмы (манги);
  • занимается борьбой.
Пока участники меняются местами, ведущий занимает один из освободившихся стульев. Участник, оставшийся без стула, становится ведущим. Игра продолжается 5-10 минут (до тех пор, пока группа не придет в активное работоспособное состояние). Благодаря упражнению дети увидят, как много их объединяет с другими участниками.

Каждый участник берет чистый листок, примерно 10 на 10 см и пишет на нем про себя тот факт, про который ни кто в его группе не знает. У всех участников листочки должны быть одинаковые внешне. Все заполненные листочки убираются в один мешок и ведущий зачитывает их по очереди. Задача участников угадать, кто написал очередной факт.

Попросите всех в группе рассказать о себе два факта и одну ложь. Чем интереснее факты (например, «у меня дома живет мини корова») и чем достовернее ложь (например, «я люблю мороженое»), тем веселее будет игра. Попросите каждого участника представить три таких утверждения о себе и предложите группе проголосовать, чтобы выбрать, что из этого является ложью.

Разделите команду на группы от трёх до пяти человек. Затем попросите каждую группу найти, что общего есть у всех участников. Это может быть наличие домашних животных, место отдыха или хобби. Все должны постараться найти схожие черты в жизни, а не в одежде (не подходит вариант "мы все в джинсах" и тп). Чем больше общих черт они найдут у себя, тем лучше! Если позволяет время, попросите разные группы поделиться друг с другом своими находками.

Разминки для включения в работу:

задания для тимбилдинга для школьников тимбилдинг для школьников 10 класс задания на командообразование задания на командообразование для студентов интересные задания на командообразование задания на командообразование для детей задания для тимбилдинга
Пример, как можно закрепить маркер для прохождения лабиринта в тренинге по комадобразованию школьников из задания ниже
Берем фломастеры по количеству равному количеству участников. Участники встают в круг и между каждым по одному фломастеру. Держат их только указательным пальцем. То есть продолжением указательного пальца является фломастер и продолжением фломастера - кисть участника справа и слева. И так по кругу. Получается, участники могут удержать фломастеры только за счет давления на него. Причем равномерного от двух соседей. Задача - пройти по кругу и вернуться в свое место.
Со стороны это выглядит примерно как хоровод. Участникам надо сконцентрироваться и всем идти с одинаковой скоростью. Если фломастер у кого-то падает - начинаем заново. В этом и есть суть заданий на командообразование ;)

Хорошая игра на командообразование - 33 - игра на счет. Участники встают в круг. Задача по очереди рассчитаться до 33. То есть "первый, второй...". Но! Если участнику попадается число 3, в составе имеющее число 3 или делящееся на 3 - нельзя произносить число, а вместо этого надо хлопнуть в ладоши. То есть последовательно должно быть так: "Один, два, хлопок, четыре, пять, хлопок, семь, восемь, хлопок, десять, одиннадцать, хлопок, хлопок, четырнадцать и тд". Если кто-то ошибается, то начинаем с самого начала.

Участники строятся в шеренгу. Когда ведущий хлопает в ладоши, задача каждого участника в прыжке развернуться на 90 градусов в любую сторону. Участникам разговаривать нельзя! Еще хлопок ведущего - и еще один прыжок с поворотом. Задача группы синхронизироваться и в определенный момент встать так, чтобы все участники смотрели в одну сторону.

Все участники встают в круг. Когда один участник бросает мяч другому - второй человек должен его поймать. Но при этом два его соседа должны присесть.
То есть если вам прилетел мяч - два ваших соседа должны присесть. Дальше вы бросаете мяч следующему участнику и у него два соседа должны присесть.
Тот кто мяч ловит - приседать не должен!
Договоритесь, что игра закончится, когда ни кто не ошибется 10 ходов подряд.

Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Кладем лист от флипчарта на пол. Задание для группы - всем вместе разместиться на этом листе так, чтобы ни одна часть тела ни одного участника не задевала пол. Если участники справились легко - складываем лист пополам и повторяем задание.

Попросите команду выстроиться в линию по порядку дней рождений, не разговаривая друг с другом. Можно общаться знаками и жестами, подталкивать друг друга, чтобы перестроиться. Упражнение можно усложнить, ограничив игру по времени!

Разделите всех участников пополам и выстройте их друг напротив друга. Команда А получает возможность в течение 15—30 секунд запомнить как можно больше деталей о внешности людей, стоящих напротив. Затем команда А отворачивается, а команда Б старается как можно сильнее изменить свой внешний вид.
Можно делать всё — изменять порядок, в котором стояли игроки, меняться обувью или менять причёску. Примерно через 45 секунд команда А поворачивается обратно. У них есть от 5 до 10 минут на то, чтобы заметить все изменения.

Разделите команду на группы от двух до четырёх человек и раздайте бумагу А4. Дайте каждой команде от 10 до 15 минут на то, чтобы создать бумажный самолётик, который сможет пролететь как можно дальше (пользоваться интернетом для поиска вариантов можно) и придумать название авиакомпании.
Когда бумажные самолёты будут готовы, проведите соревнование и узнайте, какой самолетик пролетит дальше всех.

Положите на пол полотенце, одеяло или простыню и попросите участников встать на неё. Цель игры в том, чтобы перевернуть то, на чём они стоят, не убирая с материала ноги и не дотрагиваясь до пола. Задание можно усложнить, увеличив размер команды или воспользовавшись одеялом или простынёй поменьше.

Попросите всех участников встать близко друг к другу так, чтобы при виде сверху они были похожи на квадрат. Заполненный внутри квадрат. Участники должны встать тесно-тесно и при этом не забывать про четыре угла.
Далее даем задание:
-квадрат идет вправо
-квадрат идет вперед
-квадрат садится
-квадрат смеется
-квадрат прыгает.

Участники, сидя на полу и держась за руки, должны без помощи рук все вместе одновременно встать.

Участники встают в круг и должны с закрытыми глазами рассчитаться от первого до последнего. Причем, если кто-то скажет свое число одновременно с другим участником - все начинается заново и участники меняются местами друг с другом. Так происходит до тех пор, пока безошибочно не назовут по порядку все участники группы.

Основные упражнения тренинга на сплочение:

Отлично подходят для проведения тренинга подросткам:
С основными заданиями на командообразование сложнее. Ведь у каждого тренинга есть своя задача, а у каждой группы - свои сложности, которые надо проработать.
И важно:
  • вы проводите тимбилдинг для школьников в помещении или на природе? От этого зависят условия для некоторых упражнений.
  • на какой возраст участников рассчитано мероприятие? Ведь задания в тимбилдинге для младшешкольников будут отличаться от заданий на командообразование для 5 класса и 10 класса.
  • продолжительность тимбилдинга. Есть упражнения, которые возможно выполнить только за 1-2 часа, но у детей 7-10 лет вряд ли хватит на это выдержки.
  • количество участников. Задания на командообразование для детей будут разные, в зависимости от количества детей в группе. Некоторые упражнения в тимбилдинге подойдут для групп 4-10 человек, а некоторые только от 12 человек и больше. Тоже обратите на это внимание.

Итак, прежде чем придумывать интересные задания на командообразование, надо подробно ответить на все эти 4 вопроса выше. Когда ответы готовы - смело выбирайте задания для тимбилдинга, которые подходят именно вам.


Разделите команду на группы по два человека и посадите их спиной к спине. Дайте одному человеку бумагу и ручку, а другому человеку покажите изображение чего-то, что достаточно просто нарисовать (это может быть машина, цветок или дом). Человек, который видел изображение, должен описать его своему напарнику, при этом не называя предмет, который нужно нарисовать. Второй человек должен его нарисовать. Можно описывать форму, размер и текстуру, но нельзя сказать, например, «Нарисуй лилию». Когда все рисунки будут готовы, представьте их на всеобщее обозрение и посмотрите, насколько они похожи на оригиналы.

Постройте конструкцию из Lego и спрячьте её в отдельной коробке так, чтобы все участники ее не могли увидеть. Разделите команду на группы от двух до четырёх человек и дайте им достаточное количество кирпичиков Lego, чтобы они смогли повторить конструкцию за 30 минут или меньше. Один из игроков в команде может подойти к коробке и заглянуть, посмотреть на исходную конструкцию в течение 15 секунд, затем он должен вернуться к команде и описать её. В следующий раз быстро посмотреть на конструкцию должен другой участник команды, таким образом, в ходе игры все получат возможность увидеть её. Выигрывает команда, которая первой закончит конструкцию, максимально похожую на оригинал.

Вам понадобится список вещей, которые хорошо сочетаются друг с другом, как, например, соль и перец, левый носок и правый носок, день и ночь, инь и янь, . Напишите эти слова на отдельных листах бумаги и прикрепите их к спинам участников.
Попросите участников начать общаться друг с другом, чтобы узнать, что написано у них на спине, задавая только вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет» (например, «Я сладкий? Меня можно надеть? Я холодный?»). Когда участники узнают, кто они, им нужно будет найти себе пару!

Разделите команду на группы по три или четыре человека и выдайте каждой группе разные пазлы одинакового уровня сложности. Попросите их вместе собрать пазл. Подвох заключается в том, что в каждом пазле не хватает нескольких кусочков, которые перемешаны с кусочками другой команды. Командам нужно будет найти способы получить эти недостающие кусочки путём переговоров, обмена кусочками пазлов или даже путём обмена участников. Все решения должны приниматься совместно. Побеждает первая команда, которая соберёт пазл.

Разделите команду на группы по 4-5 человек и выдайте каждой по сырому яйцу. Также нужно будет предоставить участникам такие материалы, как ткань метр на метр, скотч, трубочки, поролон или подушки, резинки, газеты и воздушные шарики ( все в нескольких экземплярах). Задача игроков — создать из этого всего конструкцию, которая поможет ему не разбиться при падении с высоты 2 метра (поднятой руки самого высокого человека).
Каждая команда получает 20 минут на построение конструкции. Когда время выйдет, попросите участников принести яйца и защитные сооружения, чтобы проверить их в деле. В финале соревнований станет ясно, какая команда спроектировала и построила самую лучшую систему защиты.

Подготовьте список героев на отдельных листочках, которых знает каждый участник. Например, сказочных персонажей - Баба яга, Водяной, Кощей бессмертный , колобок и тд. Пусть каждый участник вытянет одного героя и никому его не показывает. Теперь надо написать резюме от лица данного героя: чем он может быть полезен, какие у него есть особенности и пожелания по работе и тд. Дайте участникам по 15 минут на написание этого резюме. Когда все будут готовы - каждый участник зачитывает вслух резюме своего героя, а вся группа должна угадать, кто автор этого резюме.

Необходим лист ватмана или лист флип чарта. На первом этапе каждый участник рисует на одном общем листе домик. Когда рисунки готовы, участники рассказывают о том, кто мог бы жить в таком доме (характер, привычки, любимые занятия). На следующем этапе каждый участник выбирает 3-4 наиболее привлекательных домика и рисует к ним дорожки. Ведущий тоже рисует тропинки. В городке можно наблюдать центр и отдаленные районы. Поэтому важно на последнем этапе объединить городок в единое целое. Группа придумывает и записывает название получившегося населенного пункта, дорисовывает в городке все, что необходимо для жизни (парки, деревья, магазины). Во время рефлексии отмечаются самые понравившиеся «местечки городка». Таким образом, развивается чувство «мы», групповое единство.

Это задание на командообразование лучше проводить в большом зале или на природе. Ведущий дает задание участникам встать в круг друг за другом и положить руки на плечи впереди стоящего соседа - получится "паровозик" из людей друг за другом. После этого участники закрывают лаза и руками ощупывают спины ближайших соседей, стараясь запомнить свои ощущения.
Затем по команде все расходятся по помещению и ходят с закрытыми глазами в течение минуты. Следите, чтобы было безопасно и не было острых углов и ступенек, а участники держали руки перед собой. После этого ведущий дает сигнал, по которому все снова становятся в "паровозик". Задача - вспомнить по ощущениям спину человека, стоявшего впереди в начале, и построить ту же саму последовательность.

Активная игра, которая подходит и для разминки в тренинге по командообразованию для школьников, и как основное упражнение. Для проведения необходимо большое пространство и не менее 12 участников. Участники разбиваются на тройки и встают друг за другом, каждый держится за пояс впередистоящего. Эти тройки представляют собой «диких антилоп»: первый изображает голову, второй - туловище, третий - хвост. Один или два водящих, не входящие в состав троек, изображают вышедших на охоту львов. Их задача - «ухватить за хвост» какую-либо из антилоп (а задача тех, соответственно, от них увернуться). Если льву удалось схватить за хвост антилопу (т.е. водящий смог взять за пояс сзади стоящего игрока в любой из троек) - лев сам становится антилопьим хвостом, а впереди стоящий участник - новым водящим.
Игра может продолжаться сколь угодно долго, пока есть к ней интерес.

Классное задание для тимбилдинга!!! Одного участника выводят из помещения на время и пока его нет - прячут в помещении какой-либо небольшой предмет, который ему необходимо найти. Когда он возвращается, ему завязывают глаза и найти предмет ему помогают два подсказчика, которые знают, где спрятан предмет, и говорят ему, куда двигаться. Один из них действительно помогает, направляя водящего в верном направлении, а второй, наоборот, всячески стремится сбить с пути, послать в неверном направлении. Водящий, естественно, не знает, кто из двоих ему действительно помогает, а кто мешает. Его задача - разобраться в этом самостоятельно и в итоге найти спрятанный предмет. Остальные участники в это время находятся в роли наблюдателей, их задача - постараться заметить, как во внешности водящего проявляется то, в какой момент какому из подсказчиков он доверяет.

Несколько заданий с использованием лабиринта:


Распечатываем лабиринт на листе А4, ориентируйтесь на сложность "для детей 4 лет". Участники делятся на пары. Один участник закрывает глаза (завязывает) и берет фломастер. Задача второго игрока только после этого дать первому лабиринт и словами объяснить, как надо вести фломастер, чтобы пройти лабиринт правильно.


Лабиринт рисуем на доске или флипчарте заранее. То же самое, что и в задании выше, но здесь первый участник с закрытыми глазами проходит лабиринт один, а вся группа хором ему подсказывает.


Лабиринт делаем на полу с помощью изоленты или бумажного скотча. Уровень сложности тоже на 4+ лет, но в этот раз размер должен быть пропорционально больше, чтобы участники смогли по нему пройти сами ногами. Каждому участнику по очереди завязываем глаза и он должен преодолеть лабиринт так, чтобы ни разу не задеть ни одну из стенок лабиринта. Вся команда подсказывает движение. С завязанными глазами должен быть по очереди каждый участник!


В помещении, где проводите тимбилдинг, пусть участники сами придумают лабиринт и маршрут с препятствиями. Препятствия могут быть в виде стульев, стола (под которым надо проползти) и других предметов мебели, можно сделать часть лабиринта на полу. Опять по очереди каждому надо пройти по заданному маршруту с закрытыми глазами, а остальные участники будут подсказывать движения.


Заранее чертим лабиринт на листе флип чарта или большом ватмане. Берем черный толстый маркер и создаем такую конструкцию, как юла - надеваем на маркер диск из плотного картона и закрепляем его очень хорошо (как на фото). Привязываем к нему столько ниток, сколько будет участников на тренинге. Во время тренинга задача группы - держать за нитки и вести маркер так, чтобы он прошел лабиринт. У каждого участника по одной нитке.



Завершающие упражнения:

Если вы проводите классический тимбилдинг, то конечно в финале надо обсудить с участниками следующие вопросы:
  • что они узнали, наблюдали и переживали (видели, слышали) сегодня;
  • было наиболее полезным для них;
  • пригодится в учебе (общении или другой сфере жизни) наибольшим образом;
  • было новым;
  • привело к открытию (осознанию);
  • что понравилось, не понравилось (обрадовало, удивило, огорчило).
На последнем занятии рефлексию направляют на личный опыт участников. Каждый член команды высказывается о том: что нового удалось узнать; что из известного он увидел по-новому; что для него было полезным; что именно он возьмет; какой шаг может сделать для этого прямо сегодня.
Если у Вас мероприятие скорее развлекательное, то сильно в обсуждения уходить не стоит. Вместо этого достаточно провести одно из следующий заданий и просто дать высказаться тем, кто хочет.

Каждый участник пишет свое имя и фамилию на листочке. Все листочки перемешиваются и потом по очереди каждый вытягивает один листок с чужим именем. Если дети все еще не запомнили имена друг друга, то пусть опять сядут в круг и быстро по очереди произнесут своем имя (как написали на листочке). После этого уточните - все ли участники нашли того, кто указан на вытянутом листочке?
А сейчас дайте им задание закончить фразу "мы с тобой похожи тем, что... " и приведите примеры:
  • ты тоже любишь сладкое
  • у нас есть хомячки
  • мы не любим математику и тд.
Во время тренинга они все-равно что-то узнали про каждого участника и попросите их все же найти настоящие примеры того, что их объединяет. Далее по кругу пусть назовут имя, которое им выпало и расскажут, чем же они похожи.
Если дети достаточно взрослые, то можно дать им время на общение - подойти к тому, чье имя выпало и пообщаться, найти общее друг с другом.

У каждого участника есть лист формата А4. Каждый пишет свое имя на листе сверху, передает соседу слева, тот пишет ему пожелание в самом низу страницы и заворачивает его (чтобы другие не прочитали), после чего лист опять передается соседу слева. Так продолжается, пока листы не попадут обратно к хозяину. Листы участники забирают с собой.

На стенах помещения, в котором проходит тренинг, вывешивается несколько листов ватмана или флип чарта с записанными в верхнем углу незаконченными предложениями, например: «С этой минуты я буду…» «Спасибо…» «Этот тренинг для меня…» «Самое важное это…» «Сегодня я сделал открытие, что…» Все участники объединяются в 2-4 команды. Каждая выбирает свой плакат и 2-4 минуты пишет продолжение фразы на плакате. Потом группы меняются местами - команды продвигается вперед по часовой стрелке, и добавляют свои предложения по теме на следующем плакате, и т.д., пока каждая команда обойдет все листы. Повторять уже написанное нельзя. По окончании или участники просматривают ответы со всех плакатов.

На плакате нарисуйте ствол дерева с множеством веток. Задача участников – помочь дереву покрыться листвой. Для этого им нужно вспомнить полученные на тренинге идеи, выводы, инструменты, записать их на клейких стикерах зеленого цвета (подготовьте их заранее), и приклеить на «дерево». Если вы решили такое мероприятие провести в день рождения ребенка - то пусть на листиках все участники напишут пожелания имениннику. Если это Новый год, то замените рисунок дерева зеленой елкой и возьмите круглые стикеры - пусть участники пишут пожелания всем на Новый год и тд.
Если Вы первый раз хотите провести такое мероприятие по командообразованию и не знаете, как лучше составить программу - то есть готовые 2 варианта программ.
По этой ссылке тренинг для знакомства в группе, его проводить надо на группу мало знакомых детей или когда на день рождения или любой другой праздник пришли дети из разных компаний и ранее не были знакомы.

По этой ссылке программа тренинга на командообразование для школьников ранее знакомых. Она рассчитана на 6 часов проведения +перерыв на обед. Ее часто проводят педагоги на целый класс детей 3 раза в год - и смотрят в динамике как дети учатся справляться с задачами и взаимодействовать друг с другом. Причем, программы составлены так, что их легко по схеме можно сократить до 2х часов (а остальные задания провести в другой раз).
Made on
Tilda